16:10 НАЧИНАЕМ УЧЕБНЫЙ ГОД БЕЗ СТРЕССА: СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА | |
Начало учебного года – непростой период для ребенка. Кончается беззаботная жизнь, продолжавшаяся три месяца, когда целый день можешь делать что хочешь, когда можно ложиться поздно вечером, а утром – высыпаться. И вдруг резко – ранние подъемы, строгий распорядок дня, выполнение домашних заданий… Как справиться ребенку и родителям?
Начало учебного года нередко становится стрессом и для самого школьника, и для всей семьи. Суета в книжных магазинах, первые «двойки», заспанный по утрам и несчастный ребёнок… Как избежать стресса от приближающегося первого звонка и встретить новый школьный год с радостью и позитивным настроем?
Не формируйте негативных ожиданийКогда с начала августа ребёнок начинает слышать слова вроде: «Готовься, скоро контрольные, надо подтянуться, повтори старые темы, расслабляться в этом году нельзя», – его охватывает тревога. И одновременно лень, поскольку тревожно-негативный настрой даже у взрослых способен заблокировать всякий интерес к новому и стремление к достижениям. Прозвучит банально, но позитивный настрой работает гораздо лучше. Не пугайте школьника. Лучше расскажите ему, какие новые и интересные предметы ждут его в предстоящем году: «Начинается иностранный язык? Это здорово – ты сможешь разговаривать по-английски. На химии в этом году вас научат проводить химические опыты, это очень увлекательно. Буду рада обсудить с тобой “Капитанскую дочку”, там такая трогательная история любви!».
Постепенно сдвигайте режимОдним из источников стресса в начале учебного года оказывается необходимость ранних подъёмов, от которых за лето отвыкла вся семья. Привыкание к школьному режиму хорошо бы начать за 2-3 недели до первого звонка. Например, можно каждую неделю или пять дней вставать на полчаса-час раньше. Сдвигайте стрелку будильника постепенно, в том темпе, в котором это комфортно вам и ребёнку. Кому-то легче за неделю решительно начать подъёмы в 7 утра, а кому-то легче с начала августа постепенно привыкать просыпаться всё раньше. Вместе с ребёнком подготовьте его рабочее местоРазгрести рабочий стол, проверить, что лежит в ящиках и на полках, освободить на полках место для новых учебников и тетрадей, составить список недостающих письменных принадлежностей – всё это стоит сделать заранее. Кроме наведения чистоты и систематизации пространства, такая уборка является хорошим психологическим упражнением, которое помогает подготовиться к изменению ритма жизни. Купите заранее всё, что можноКстати, о подготовке тетрадей, учебников и прочего. Нет ничего хуже нервозной сентябрьской толкотни в книжных и канцелярских магазинах. Она отнимает массу сил и времени, и составляет едва ли не половину всего стресса от начала учебного года. Понятно, что не все требования учителей будут известны заранее: в последний момент обязательно окажется, что нет тетрадок с нужной шириной полей, правильного циркуля или карандашей требуемой жёсткости. Но всё, что можно приобрести до осени, стоит купить без спешки и не толкаясь у прилавка (а может быть, даже заказать по интернету). Не начинайте все занятия сразуИ ещё: постарайтесь не требовать отличной успеваемости в первые же недели осени. Особенно если вы знаете, что ваши сын или дочь с трудом переключаются с одного режима на другой. Первые несколько недель в школе после летних каникул уходят на адаптацию к новому ритму жизни. Не ставьте ребёнку завышенную планку, требуя от него стройных рядов «пятёрок» в дневнике и блестящих ответов у доски.[/column] Если в этом учебном году вы планировали записать ребёнка в новые секции – хорошо, если их начало не будет совпадать с началом школьных занятий. Может быть,курсы иностранного языка и кружок по программированию можно начать уже в августе, а уроки тенниса и плавания, наоборот, отложить до октября. Это обеспечит дочери или сыну более плавное вхождение в учебный ритм. Слишком много новых задач одновременно перегрузят нервную систему школьника: есть риск, что он станет нервозным, постоянно уставшим и не сможет показать хороших результатов ни в учёбе, ни в дополнительных занятиях. Не лишним будет посетить вместе с ребёнком пробные занятия: познакомиться с преподавателями и новыми ребятами, узнать методику обучения. Такие “гостевые” визиты, особенно когда они проходят вместе с мамой или папой, снижают стресс и увеличивают интерес детей к кружкам. Помогайте планироватьЗадача родителей – помочь ребёнку справиться с психологической и организационной нагрузкой. Во-первых, разговаривайте с дочерью или сыном. Спрашивайте, что из новых предметов ему интересно, а что вызывает непонимание или сложности, кто из новых учителей понравился, а кто пока не очень. Если поменялся состав класса, обязательно поговорите о том, как складываются отношения с новыми ребятами. Что касается организационной помощи, лучше всего работают наглядные расписания. Можно вместе со школьником составить и повесить на стену табличку-график, которая будет показывать, домашние задания по каким предметам в какие дни недели готовить. А может быть, ваши дочь или сын так хорошо управляются со смартфоном, что им будет удобнее и интереснее распланировать своё расписание там. Форма не так важна – важно, чтобы ребёнок постепенно приучился к самоорганизации и планированию. Поговорите с ним и о распорядке дня. Многие родители настаивают, чтобы сразу после прихода из школы и обеда ребёнок садился за уроки. Но для многих детей это неудачное решение, поскольку они не успевают достаточно отдохнуть, а после плотной еды ещё и не могут сосредоточиться. Возможно, школьнику требуется час-полтора на отдых после школьных занятий, и после этого уроки будут делаться быстрее и эффективнее. Выделите время на отдых и радостьЗдорово, если на первые, ещё теплые недели сентября у вас получится запланировать какое-то приятное событие. Может быть, начало учебного года стоит отметить походом в кафе, зоопарк или просто прогулкой в лесу всей семьёй. Когда школа ассоциируется у ребёнка только с повинностями: ранним утренним вставанием, страхом оценок, необходимостью делать уроки, – ему трудно относится к учёбе с радостью. Гораздо приятнее, если есть позитивные ассоциации: чувство взрослости, интерес от открытия нового, гордость родителей и новые возможности. В таком случае первое сентября становится праздником и началом нового жизненного этапа. Многие дети заболевают на второй, на третьей неделе учебного года: таким образом они сбрасывают стресс, вызванный изменениями распорядка жизни. В этом, как правило, нет ничего страшного. Дети приспосабливаются к новому ритму. Первая неделя (и даже недели) будут непростыми, и чем младше ребенок, тем больше ему может понадобиться особого внимания, особой родительской поддержки, отдыха. Так что нужно больше разгружать ребенка, не требовать от него сразу же идеальной собранности и успешности. Пятиклашкам, как когда-то первоклашкам, снова нужна родительская помощь. И именно – в логистике. В первые недели, месяцы родителям стоит помогать ребенку «разруливать» ситуацию. Не столько делать с ним уроки, сколько помочь справиться с новым расписанием, с планированием. Чтобы не получилось, что какой-то день он вдруг сидит до 11 вечера, пытаясь выполнить все заданное. Немаловажно говорить с ребенком, расспрашивать: «Как тебе эта учительница? Что думаешь о той? Как больше понравилось, как меньше?» То есть помогать проговаривать впечатления, осознавать объемы большой информации и упаковывать все это в слова. Самим родителям нужно дать себе установку: начало учебного года – совсем не кошмар, ничего страшного в этой ситуации нет. Иначе дети начнут воспринимать все так же. Чтобы переход от отдыха к учебе был легче, для некоторых детей поддерживающим ресурсом может быть, например, красивый пенал, красивые тетрадки или еще что-то новое, яркое. Или, например, поход всей семьей в кафе 1 сентября, чтобы поесть мороженого, или самые любимые завтраки всю первую неделю. А для других детей, для интровертов, самое лучшее будет, если видно, что он устает, просто взять небольшую паузу. В общем, главное – быть внимательным к ребенку, быть рядом с ним, а остальное все приложится.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |